Замена шаровой опоры ВАЗ 2109

19.03.2022 Выкл. Автор Doomdragon

Диагностика шаровой опоры

Очень важно определить время, когда уже нужна замена шаровой опоры на ВАЗ 2109 и сделать это. Почему? Если в пути, на хорошей скорости, палец шаровой опоры вырывает из самой шаровой – это не сулит ничего хорошего ни автомобилю, ни пассажирам. Итак:

  • Во время езды прислушайтесь к стукам, доносящимся спереди автомобиля. Особенно неисправность шаровой опоры проявляется во время езды по неровной дороге или попадания колеса в яму.
  • Если при попадании в ямку слышен глухой удар со стороны одного из передних колес – вели вероятность того, что шаровую надо поменять.
  • Диагностировать шаровую опору можно и другим способом без специального оборудования. Во время стоянки автомобиля поставьте ногу на верх переднего колеса.
  • Далее следует совершать толкательные движения ногой в сторону другого колеса. Если при такой процедуре слышен глухой звук удара, то стоит обратиться к более точному методу диагностики и, скорее всего, произвести замену шаровой опоры.

Далее описан самый достоверный способ проверки необходимости замены шаровой опоры:

  • Для более точной диагностики понадобится смотровая яма и домкрат.
  • Автомобиль устанавливается на яму, ставится на стояночный тормоз и противооткатные башмаки для большей безопасности.
  • При помощи домкрата автомобиль приподнимается.

Совет! Выбирать точку опоры домкрата следует крайне осторожно потому, что автомобиль придется шатать со стороны в сторону.

  • Когда колесо оторвалось от земли, можно приступать к тестированию шаровой.
  • Одна рука ставится на верхнюю точку колеса, а вторая на нижнюю.
  • Далее следует осторожными и в то же время резкими движениями пошатать колеса сверху вниз.
  • Если звука удара нет – переходим к другому колесу. Если же звук присутствует, то делаем следующее (необходим товарищ).
  • Второму человеку следует положить два пальца на место соединения пальца шаровой опоры с рычагом подвески и на корпус шаровой опоры. Если пальцами ощущается смещение пальца в корпусе шаровой, то она пришла в негодность.

Проверка состояния

Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.

Для проверки есть два способа — простой и более сложный.

Первый способ

Для проверки вам потребуется сделать следующее:

  • При езде прислушиваться к стукам, которые исходят от передней части машины. Особенно заметной становится неисправность шаровой опоры, когда колесо попадает в яму;
  • Если при наезде на яму появляется глухой удар от одного из передних колес, шаровую следует менять;
  • Есть другой способ — поставьте ногу сверху переднего колеса, после чего начинайте его толкать в сторону второго переднего колеса. Если при манипуляциях вы слышите глухой удар, лучше более детально проверить состояние шаровой вторым способом.

замена, шаровой, опор, 2109

Процедура проверки

Второй способ

Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.

  • Установите автомобиль над смотровой ямой.
  • Включите ручной тормоз, подставьте под колеса противокаты для собственной безопасности.
  • Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля. Убедитесь, что машина опирается надежно, поскольку вам придется расшатывать автомобиль.
  • Оторвав колеса от земли домкратом, начинайте тестирование.
  • Одну руку поставьте на верхнюю точку колеса, а вторую, соответственно, на нижнюю.
  • Аккуратными, но резкими движениями расшатайте колесо сверху вниз.
  • Если ударов не слышно, проверьте так же второе колесо.
  • При появлении посторонних звуков нужно попросить товарища положить два пальца на участок соединения рычага подвески с пальцем шаровой, а также на корпус ШО. Если пальцами вы чувствуете, что палец шаровой опоры смещается внутри корпуса, шаровая свое отжила и требует замены.
READ  Как открыть машину без ключа KIA рио

Процесс демонтажа

  • Для работы вам потребуется смотровая яма или подъемник. Но если их нет, можно обойтись обычным домкратом.
  • Снимите колесо, на котором обнаружена проблема с шаровой опорой.
  • Тщательно зачистите все элементы от накопившейся грязи, крепежные компоненты обработайте с помощью WD40, чтобы сошла ржавчина и вы без проблем могли провести демонтажные работы.
  • С помощью ключа на 19 открутите гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески ВАЗ 2109.
  • Вооружившись съемником, выпрессуйте палец ШО из рычага подвески.
  • При отсутствии съемника ехать на автосервис не нужно. Есть другой способ. Вам необходимо не до конца открутить гайку шаровой опоры. Натяжение создается монтировкой и несколькими прицельными, сильными ударами по рычагу при помощи молотка. В 99% случаев палец выходит без особых проблем.
  • Не убирайте далеко монтировку, поскольку ею теперь следует отвести рычаг подвески немного вниз, освободив от рычага палец шаровой опоры.
  • Взяв в руки головку на 17, необходимо демонтировать пару болтов, отвечающих за соединение ШО с поворотным кулаком.
  • Снимите изношенную шаровую опору.
  • Проверьте состояние пыльника, опоры. В некоторых случаях достаточно заменить пыльник. Но если шаровая опора износилась и демонстрирует все признаки поломки, установите новую шаровую и соберите узел в обратной последовательности.
  • Убедитесь, что на пальце имеется распорная втулка. Если она была снята, не забудьте вернуть элемент на место. В противном случае новая опора не сможет работать должным образом.
  • Обязательно смажьте резиновый чехол консистентной смазкой перед обратной установкой. Также смазывающее вещество наносится на место в опоре, куда монтируется пыльник.

Немаловажный момент замены — это натяжение крепежных гаек. Поменяв шаровую, гайки затягивают туго, но не полностью. Затем нужно несколько раз качнуть автомобиль, а уже потом затягивать до конца крепежные элементы.

При этом нижнюю гайку ШО затягивают с моментом 80-96 Нм, а пару болтов крепления опоры к рычагу — с моментом 50-63 Нм.

Диагностика шаровой опоры

Очень важно определить время, когда уже нужна замена шаровой опоры на ВАЗ 2109 и сделать это. Почему? Если в пути, на хорошей скорости, палец шаровой опоры вырывает из самой шаровой – это не сулит ничего хорошего ни автомобилю, ни пассажирам. Итак:

  • Во время езды прислушайтесь к стукам, доносящимся спереди автомобиля. Особенно неисправность шаровой опоры проявляется во время езды по неровной дороге или попадания колеса в яму.
  • Если при попадании в ямку слышен глухой удар со стороны одного из передних колес – вели вероятность того, что шаровую надо поменять.
  • Диагностировать шаровую опору можно и другим способом без специального оборудования. Во время стоянки автомобиля поставьте ногу на верх переднего колеса.
  • Далее следует совершать толкательные движения ногой в сторону другого колеса. Если при такой процедуре слышен глухой звук удара, то стоит обратиться к более точному методу диагностики и, скорее всего, произвести замену шаровой опоры.

Далее описан самый достоверный способ проверки необходимости замены шаровой опоры:

Замена шаровой опоры 2108-21099

  • Для более точной диагностики понадобится смотровая яма и домкрат.
  • Автомобиль устанавливается на яму, ставится на стояночный тормоз и противооткатные башмаки для большей безопасности.
  • При помощи домкрата автомобиль приподнимается.

Совет! Выбирать точку опоры домкрата следует крайне осторожно потому, что автомобиль придется шатать со стороны в сторону.

  • Когда колесо оторвалось от земли, можно приступать к тестированию шаровой.
  • Одна рука ставится на верхнюю точку колеса, а вторая на нижнюю.
  • Далее следует осторожными и в то же время резкими движениями пошатать колеса сверху вниз.
  • Если звука удара нет – переходим к другому колесу. Если же звук присутствует, то делаем следующее (необходим товарищ).
  • Второму человеку следует положить два пальца на место соединения пальца шаровой опоры с рычагом подвески и на корпус шаровой опоры. Если пальцами ощущается смещение пальца в корпусе шаровой, то она пришла в негодность.
READ  Замена сайлентблоков задней балки Renault Fluence

Причины выхода из строя

Существуют несколько причин, почему шаровая опора может выпасть. Рассмотрим, основные из них:

  • Износ. Самая распространенная неисправность, которая случается на автомобилях.
  • Недостаточная смазка в пыльнике. приводит к тому, что палец начинает скрипеть и в итоге может попросту сломаться.
  • Попадания грязи и воды внутрь шаровой. способствует развитию коррозии, что может сказаться на эксплуатации автомобиля. В лучшем случае клином и невозможностью повернуть колеса, в худшем — падением автомобиля на асфальт.

Как снять шаровую опору без съемника?

Соединение рычага подвески и ступицы колеса выполняется посредством шаровой опоры. Конструктивно она состоит из двух элементов: корпуса и шарнирного пальца, представляющего собой металлический стержень с шаром на одном краю и резьбой на другом. Чтобы понять, как снять шаровую без съемника, необходимо знать способы монтажа данного устройства. Их всего два:

  • Корпус опоры имеет монтажные отверстия для болтового соединения с рычагом подвески.
  • Устройство запрессовывается в рычаг и, в случае выхода из строя, его демонтаж затрудняется.

В первом случае достаточно открутить гайки и демонтировать деталь. Во-втором, это более длительный процесс, требующий опыта и наличия специального съемника.

Относительно конструкции стоит добавить, что внутри корпуса имеется густая смазка. Она необходима для снижения коэффициента трения между внутренней полостью корпуса и металлическим шаром стержня. Для защиты смазочного материала, в конструкции предусмотрен пыльник. Необходимо следить за его состоянием, потому что разрушение этой детали приводит к загрязнению смазки и ухудшению работы шарнира. Технически снять шаровую опору без съемника вполне под силу даже новичку, если придерживаться последовательности приведенных ниже действий.

Можно ли восстановить опору?

У данного элемента имеются 2 типа неисправностей. Наиболее часто можно столкнуться с выработкой смазки, имеющейся в корпусе. При таком развитии событий восстановление шаровой опоры в рабочее состояние дается легко. С помощью специального шприца в корпусе обновляется количество смазки. Опытные мастера отдают предпочтение графитовой смазке, но можно воспользоваться и другой ее разновидностью, желательно с близкими по значению показателями, советую прочитать статью — чем смазать шаровую.

Если работоспособность шаровой была восстановлена приведенным выше способом, стоит учитывать, что продлить ее надолго не получится. В случае, когда имеется высокая степень износа, добавление смазки не изменит положения вещей. Потребуется замена запчасти.

При выборе новой шаровой опоры (ШО) для замены ориентируйтесь на несколько основных критериев.

Критерий выбора Особенности
Производитель Сегодня производителей шаровых опор масса. Но далеко не все они изготавливают действительно качественные детали. Потому автовладельцы выделили для себя определенные фирмы. Для владельцев ВАЗ 2109 стоит обратить внимание на компанию-производителя Трек.
Подделки Громкое, известное название производителя шаровой опоры — это не гарантия качества. Сейчас на рынке масса подделок. Чтобы отыскать оригинал, посетите официальные сайты проверенных фирм, узнайте об особенностях оригинальной упаковки, нюансах защиты, позволяющих отличить подделки
Корпус На корпусе шаровой не должно быть следов повреждений, износа, дефектов. Качественные ШО всегда сварены из двух элементов
Палец Если вы заметили, что палец шаровой опоры выполнен в черном цвете краской, ничего хорошего тут нет. Качественный палец также черный, только этот цвет он получает в результате закаливания металла под высокой температурой. Также попробуйте повернуть палец. Если удалось это сделать без воротка, перед вами продукт низкого качества
Комплектация Ответственные производители помимо самой ШО комплектуют детали гайкой, болтами и пыльником
Пыльник Убедитесь, что на нем отсутствуют повреждения, следы износа, прочие дефекты
Болты Крепежные болты обязательно должны быть каленными. Если болт желтый, его качество скорее всего окажется ужасным
Гайка Обязана иметь тефлоновую вставку или шплинт. Плюс посмотрите в палец — там должно быть сквозное отверстие
Смазка Зачастую внутреннюю часть шаровой опоры на заводе смазывают, но практика показывает, что данного количества смазки недостаточно, потому при замене нужно обязательно иметь под рукой еще немного смазывающего вещества
READ  Регулировка стояночного тормоза Volvo хс90

Новенький комплект

Выбор

При выборе новой шаровой опоры (ШО) для замены ориентируйтесь на несколько основных критериев.

Критерий выбора Особенности
Производитель Сегодня производителей шаровых опор масса. Но далеко не все они изготавливают действительно качественные детали. Потому автовладельцы выделили для себя определенные фирмы. Для владельцев ВАЗ 2109 стоит обратить внимание на компанию-производителя Трек.
Подделки Громкое, известное название производителя шаровой опоры — это не гарантия качества. Сейчас на рынке масса подделок. Чтобы отыскать оригинал, посетите официальные сайты проверенных фирм, узнайте об особенностях оригинальной упаковки, нюансах защиты, позволяющих отличить подделки
Корпус На корпусе шаровой не должно быть следов повреждений, износа, дефектов. Качественные ШО всегда сварены из двух элементов
Палец Если вы заметили, что палец шаровой опоры выполнен в черном цвете краской, ничего хорошего тут нет. Качественный палец также черный, только этот цвет он получает в результате закаливания металла под высокой температурой. Также попробуйте повернуть палец. Если удалось это сделать без воротка, перед вами продукт низкого качества
Комплектация Ответственные производители помимо самой ШО комплектуют детали гайкой, болтами и пыльником
Пыльник Убедитесь, что на нем отсутствуют повреждения, следы износа, прочие дефекты
Болты Крепежные болты обязательно должны быть каленными. Если болт желтый, его качество скорее всего окажется ужасным
Гайка Обязана иметь тефлоновую вставку или шплинт. Плюс посмотрите в палец — там должно быть сквозное отверстие
Смазка Зачастую внутреннюю часть шаровой опоры на заводе смазывают, но практика показывает, что данного количества смазки недостаточно, потому при замене нужно обязательно иметь под рукой еще немного смазывающего вещества

Новенький комплект

Замена шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Срок службы шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 варьируется в пределах 50-60 тыс км пробега. Но из-за низкого качества изготовления, тяжелых условий эксплуатации этот срок может сократиться до 20-30 тыс км. Вышедшая из строя шаровая даст о себе знать стуком со стороны подвески при проезде неровностей на небольшой скорости (например, при переезде бордюра). Чтобы установить, что неисправна именно шаровая проводим небольшую проверку (см. «Проверка шаровых опор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 2109» ). Если выявлена неисправность шаровой опоры заменяем ее новой. Рекомендуется заменять сразу две шаровых опоры, но исходя из практики, можно заменить всего одну, ту, что застучала.

Необходимые инструменты, приспособления и запчасти

— Торцовый, накидной ключи или головки на «17» и «19»

— Съемник шаровых опор (если его нет, то монтажка и тяжелый молоток)

— Новая шаровая опора (или две, если заменяются опоры сразу с двух сторон)

Подготовительные работы

— Поддомкрачиваем и вывешиваем оба колеса автомобиля (в таком случае стабилизатор поперечной устойчивости не поджимает подвеску и шаровую снять проще)

— Очищаем от загрязнения детали передней подвески

Порядок замены шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Отворачиваем гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески

Используем ключ или головку на «19». Перед отворачиванием можно слегка обстучать гайку и залить ВД-40.

Отворачиваем гайку крепления пальца шаровой опоры

— Выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия в рычаге подвески

Используем специальное приспособление – съемник шаровых опор.

Съемник шаровой опоры ВАЗ 2108, 2109, 21099

Или, навернув на пару оборотов гайку крепления на палец шаровой, создаем натяг между шаровой и рычагом при помощи монтажки и наносим удары молотком по бобышке рычага до момента выпрессовывания пальца.