Как увеличить мощность двигателя ЗМЗ 405
02.11.2021Типичные неисправности и проблем
Ввиду того, что этот двигатель – итог модернизации ЗМЗ-406, многие слабенькие места перешли и на новый агрегат. Потому нередко трудности для обоих моторов однообразные.

Давайте их разглядим:
- Гидронатяжители цепи ГРМ. Они с течением времени подклинивают, по этому колебания цепи не гасятся. Это становится слышно по усилившемуся шуму. Ботинок ужаснее натягивает цепь. С течением времени последняя может проскочить на зуб, что скоро приведет к дорогостоящему ремонту.
- Невзирая на усовершенствованную прокладку и доработанные каналы блока, мотор все равно склонен к перегреву. Виной этому могут быть термостат либо радиатор системы охлаждения.
- Высокий расход моторного масла может быть вызван двумя причинами. Первое – маслосъемные кольца и сальники клапанов. Вторая причина – это течь в том же месте, что и у ЗМЗ-406 – из-под клапанной крышки. Если быть точнее – в месте прилегания крышки маслоотделительных пластин.
- Провалы при работе двигателя и неравномерный холостой ход могут быть вызваны работой катушек зажигания. Обычно с их заменой проблема исчезает.
- Стук в двигателе часто появляется из-за износа гидрокомпенсаторов тепловых зазоров. Их ресурс невелик, около 50 тысяч километров. Если же после их замены стук остался, то причин может быть довольно много, вплоть до износа поршневой группы.
Помимо этого, от ЗМЗ-406 перешли по наследству и различные «глюки», неисправности электрики. Датчики ЗМЗ-405 и неустойчивая работа бензонасоса также вносят свою лепту в репутацию этого двигателя. Низкое качество сборки, к сожалению, не обошло и этот силовой агрегат.
Но ЗМЗ-405 ничуть не хуже 406-го. Доработки есть, и они были необходимы. Про ЗМЗ-402 можно сказать, что это ветеран российского моторостроения. При правильном уходе, обслуживании и спокойной манере вождения агрегат выдерживает не менее 300 тысяч километров. Такие случаи не редкость, особенно при эксплуатации малотоннажных грузовиков «ГАЗель ЗМЗ-405».
Характеристики мотора
Особенностью этой силовой установки стала шестнадцатиклапанная головка цилиндров с двумя распределительными валами, отдельный впрыск топлива на каждый цилиндр, гидрокомпенсаторы тепловых зазоров в газораспределительном механизме.
Максимальная мощность составляет 140 лошадиных сил при рабочем объеме 2464 куб. см. Ход поршня – 86 мм, диаметр цилиндра – 95,5 мм. Крутящий момент этого двигателя. 214 Нм при 4200 об/мин. Достаточно высокие совокупные показатели обеспечили этой модели высокий успех и популярность. Данный агрегат ставится на «Волги», а также на «ГАЗель», «Соболь» и модификацию «Бизнес». Таким образом, моторы ЗМЗ-405 устанавливаются практически на все современные модели Горьковского автозавода.
Двигатель ЗМЗ-405 производится ОАО «Заволжский моторный завод». основным поставщиком силовых агрегатов для Горьковского автозавода. Этот мотор является модернизированным вариантом известного, можно сказать, легендарного агрегата ЗМЗ-406. Он выпускался параллельно с новым двигателем до 2009 года. Оба двигателя схожи между собой. Но имеют и существенные различия, о которых надо знать всем интересующимся продукцией ГАЗа. Основные отличия касаются технических особенностей. Итак, давайте рассмотрим устройство и характеристики 405-го двигателя от Заволжского моторного завода.
Модернизация 405-го
В 2009 году Заволжский моторный завод принял решение о модернизации существующего агрегата. С 2010 года стали выпускаться двигатели ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524. Они рассчитаны на стандарт выхлопов «Евро-3». Такие двигатели устанавливаются на современный малотоннажный автомобиль «Фиат-Dukato» (касается только российских сборок грузовика). С 2013 года все новые двигатели должны были соответствовать «Евро-3». Поэтому ЗМЗ-405 был еще раз модернизирован под данные требования. В таком состоянии агрегат выпускается до сих пор.
Двигатель ЗМЗ-405 «Евро-3» и его особенности
Есть несколько особенностей данного силового агрегата:
- Прокладка головки блока – двухслойная, металлическая. Она устанавливается вместо старой, безасбестовой с металлической гибкой окантовкой. В новой прокладке присутствуют специальные пружинящие элементы. Они обеспечивают наилучшее уплотнение стыка головки и блока, препятствуют утечке газов и улучшают процесс охлаждения. Кроме того, новая прокладка имеет толщину всего 0,5 миллиметра. Это в три раза меньше старой.
- Система электронного дросселя на этом двигателе позволила упразднить регулятор холостого хода. Кроме того, такая доработка упростила дроссельный узел. Теперь в нем отсутствует датчик положения заслонки.
- Приводной ремень вспомогательных агрегатов удлинился на несколько сантиметров. Теперь на нем установлен самонатяжной ролик. Производитель обещает пробег около 140 тысяч километров.
Предшественник
ЗМЗ-406 начал серийно выпускаться в 1997 году. Это был первый двигатель производства Заволжского моторного завода с системой впрыска топлива.
Модификации
Семейство ЗМЗ-405. это несколько двигателей, отличающихся только соответствием нормам токсичности.
Существуют следующие разновидности силовых установок:
- ЗМЗ-40522.10. Токсичность по нормам – «Евро-2». Также устанавливается на «Газели» и «Волги».
- ЗМЗ-40524.10 и 40525.10 соответствуют нормам выхлопов «Евро-3». Их тоже ставят на автомобили марок «Волга» и «ГАЗель».
Особенности ДВС после модернизации
Как уже был сказано, на «Газели», которые часто используются в грузоперевозках, устанавливаются агрегаты ЗМЗ-405. У обновленных двигателей поменялась прошивка, повысился моторесурс. Слабым звеном у 406-го карбюраторного мотора были прорези в месте разъема блока и головки цилиндров. Эти прорези служили протоками для охлаждающей жидкости и способствовали улучшению отвода тепла от цилиндров.
Но платой за это становилась сниженная прочность блока. Это приводило к тому, что ГБЦ деформировалась при затяжке болтов и удерживающих шпилек. Особенно если при установке использовался не динамометрический ключ, а просто головка с длинным воротком. Коробление ГБЦ вело к утечке выхлопа и перерасходу масла. Модернизация двигателя устранила эту недоработку. Перемычки между цилиндрами были увеличены с 10 до 14 миллиметров. Длина резьбовых отверстий для болтов головки. на 24 мм.
Переходим на бензин АИ-92
Следующим вариантом тюнинга двигателя ЗМЗ 402 является возможность перешлифовать ГБЦ под бензин АИ-92. Тем самым увеличится мощность на 3-7 лошадиных сил. Или же если совместить каналы ГБЦи карбюратор с расширением впускного коллектора, то прирост окажется в 5 лошадиных сил.
Как увеличить мощность двигателя ЗМЗ 402
На данный момент малый коммерческий автомобиль под названием «ГАЗель» является одной из самых востребованных машин в своём классе. И главное преимущество (главный секрет успеха) данного грузовика заключается в его низкой стоимости. Но, несмотря на высокую репутацию Горьковского автозавода, эта машинка имеет достаточно много недостатков, которые автомобилисты устраняют при помощи тюнинга. Самым главным из этих минусов является низкая мощность двигателя ЗМЗ-402, которым укомплектовывалось первое поколение малотоннажных «ГАЗелей» (с 1995-го по 2003-й год). В данной статье мы рассмотрим несколько способов, благодаря которым можно существенно прибавить мощности горьковскому грузовичку.
На что следует рассчитывать?
Как правило, при помощи тюнинга можно увеличить мощность двигателя в 2, а то и в 3 раза, но в нашем случае мотор ЗМЗ 402-й модели является неким исключением. Почему? Все дело в том, что разрабатывался этот агрегат ещё в 50-х годах прошлого столетия, в то время как появились первые экземпляры 24-й Волги (1961-й год), — именно на неё этот мотор и разрабатывался. Поэтому из-за древней конструкции можно профорсировать двигатель лишь на 1/6, увеличив мощность двигателя на 15-20 процентов.
Сделать этот мотор тяговитым можно при помощи увеличенного диаметра поршней. Здесь повышение мощности двигателя достигается за счёт уменьшенной ширины стенок блока и увеличенного (до 100) диаметра поршней. Но при таком способе возникают частые проблемы с перегревом мотора, особенно летом. Поэтому многие «ГАЗелисты» не рекомендуют делать такой тюнинг, хотя он увеличивает мощность грузовика на целых 7 лошадиных сил.
Тюнинг и Доработка Двигателя ЗМЗ 405 / 406 Установка Холодного Впуска Волга ГАЗ 31105
Если в первом случае возникал риск перегрева, то в данном способе ничего подобно точно возникать не будет. Данный тюнинг подразумевает под собой перешлифовку головок блока цилиндров под 92-й бензин. Таким образом можно увеличить тягу на 6-7 «лошадок».
как форсировать двигатель 405 спорт.
Возможно ли увеличить мощность «ГАЗели» на 40 лошадиных сил (то есть почти наполовину), при этому потратив минимальное время на тюнинг? Конечно, можно, и это не фантастика, а реальная возможность. Такое «волшебство» достигается очень просто – за счёт замены старого карбюраторного двигателя на более усовершенствованный – инжекторный ЗМЗ-405. Он гораздо надёжнее, нежели 402-й, да и с расходом топлива у него выходит экономичнее.
Заменить ДВС можно не только на одноименные модели ЗМЗ, но и на немецкий турбодизельный мотор с «FORD Транзита». Хотя одной замены двигателя будет недостаточно, нудно будет «похимичить» с заменой КПП тоже на «транзитовскую». Ну а увеличение мощности дизельного двигателя с «Форда» точно не потребуется, потому как после такого тюнинга ваша «ГАЗель» без проблем будет ехать 100-110 километров в час. Вообще, вариантов много, нужно лишь приложить усилия и немного фантазии.
Из 402го двигателя можно выжать больше малыми затратами денег и большими затратами времени вот что:
Заказать в МастерМоторе в Уфе распределительный вал 2, низовой. С 1000 до 5000 оборотов 7-10 л.с.2. Впускной коллектор расширить, совместить по каналам с карбюратором и с ГБЦ без ступенек и резких переходов, это еще 5 л.с.3. Перешлифовать ГБЦ под бензин с более высоким октановым числом — конкретнее под 92й. Соответственно 5-7 л.с.4. Сделать шкивы под поликлиновый ремень от 406го двигателя и поставить все это через натяжной ролик 1-3 л.с.5. Перебрать аккуратно и качественно двигатель на комплекте из Костромы — ПОН (Поршневая особого назначения с псевдо-молибденовым покрытием), если есть возможность и руки не кривые — поточить шатуны и поршня 5-10 л.с.6. Облегчить немного противовесы на коленчатом валу, сделать резьбу-проточку на КВ, чтобы масло не гнал через набивку7. Облегчить маховик на 3-4 кг8. Поставить карбюратор Дааз-4178, воздушные жиклеры вместо стандартных более сжатые, стандарт 80, надо ставить 70 и меньше, ускорительный насос разнести, сделать его хобот и во вторую камеру9. В выхлопной вместо глушителя поставить резонатор и колено от 24ки через мост10. По желанию — под капотом из старой канистры емкость (под капотом закрыта от горячего воздуха) под фильтр пониженного сопротивления, справа от радиатора — и индукционный наддув и холодный воздух, 2 в 1м.12. Ну и конечно на всем этом должна стоять система зажигания с датчиком Холла с LADA.13. Свечи Бриск или Bosch, 4х контактные, хорошие свечные провода.14. Масло — хорошая полусинтетика.15. Соответственно все хорошо собрать, соблюдая все моменты затяжки, протянуть ГБЦ после сборки через 500 км, потом все протянуть на 5000 км, соответственно менять и масло с фильтрами.
При таком подходе получится хороший низовой двигатель, который позволит многое.
По своему опыту на 402м:
Даже со всеми этими доработками 402й не быстрее нормального 406го. До 3ей передачи может и ровно в разгоне пойдет, после — 6й уедет.2. На счет экономичности — меньше 11 никогда не было, среднее 13-16 литров на 100 км.3. Про распределительные валы — на 402м дают очень мало. Пробовал ставить 2 модификации от Мастер Мотора — 24й и 02й. 24й — на высокие обороты расчитан, везет с 3000 (нах оно надо, если выше 5000 мотор не крутится нормально), или надо собирать 2.9 литра мотор, на 100мм поршнях. 02й — самый оптимальный, с 1000 до 4000 реальная прибавка при стандартном обьеме в 2.445. Еще стоит помнить, что на карбюраторе эти валы холостой ход делают очень неровным. Как карбюратор не регулируй. И как не выставляй шкивы…4. Про 402й еще тема — МИКАС воткнуть, чтобы рулил УОЗ, по детонации смотрел. Тоже достойный апгрейд. Но это уже совсем фанатизм.Немного про 2.9 — мне не нравится в волговском блоке такое улучшение. Этот тип двигателя на поршнях 100мм работает реально до 4000 оборотов. Только если прицеп таскать. Скорости на таком никакой не будет.
С помощью тюнинга двигателя ЗМЗ 402 можно увеличить мощность на 15- 20 %. Конструкция двигателя была разработана в пятидесятых годах двадцатого века, поэтому не удастся значительно поднять мощность, однако можно пробовать.
При тюнинге двигателя ЗМЗ 402 можно увеличить диаметр поршня до ста путем замены гильз в блоке. Гильзы, которые пригодны для сотки, имеют общий диаметр, под который нужно растачивать блок – уменьшить его стенки. Некоторые не рекомендуют подобное, потому что охлаждение блока может ухудшиться.
Меняем выхлопную систему и ставим инжектор
Ещё одним способом тюнинга двигателя ЗМЗ 402 будет замена системы выхлопов. Можно установить глушитель от ГАЗ-53. Благодаря более широкому диаметру трубы он будет лучше справляться с объёмом двигателя.
Для увеличения до 30 лошадиных сил возможно осуществить инжектирование двигателя, хотя это достаточно сложный подход. А можно проточить маховик и сбросить таким образом около пяти килограмм. Двигатель будет значительно быстрее. Можно также облегчить противовесы на коленвале.
При тюнинге двигателя ЗМЗ 402 можно сделать ремонт двигателя. заменить поршневую на комплект костромского завода ПОН. Разница в весе поршней должна быть около грамма.
Стоит обратить внимание на то, что когда производится тюнинг двигателя ЗМЗ 402. то можно увеличить диаметр клапана. Потому что здесь по мере роста оборотов происходит динамический дозаряд цилиндров. а мощность падает. Следовательно надо увеличить диаметр клапана, либо увеличить подъём до 12 мм.
Как увеличить мощность до 130 лошадиных сил? Нужно заменить карб. Ведь штатный карбюратор имеет диффузоры диаметром 24 мм и 26 мм, а цилиндры по 600 кубиков требуют 26 30. Перенастройка выхлопной системы, тюнинговый распредвал для свободно дышащего мотора 35-й ОКБД, и желательно переточенные клапаны с переходными фасками. Без перегрузки двигателя можно разработать его потенциальные возможности.
Как выполнить ремонт двигателя
Во время разборки двигателя ЗМЗ 405 все детали и контакты нужно тщательно очистить от пыли.
Чтобы определить неисправности нужно иметь большой опыт работы. Все ремонтные работы проводятся на специальном стенде, который предоставляет все возможности для установки двигателя в особенном положении для полного обеспечения свободного доступа к запчастям и прочим комплектующим.
Снятие и последующая сборка всех деталей выполняется инструментами нужного диаметра. Сюда относятся гаечные ключи, разнообразные приспособления и съемники. Для выполнения этого этапа работы используются целостные ключи, имеющие неповрежденную поверхность.
Маркировка и обозначение деталей на моторе ЗМЗ 405 евро 3 выполняется таким образом, чтобы не повредить поверхность детали. Мастера могут делать кернение, надписи или крепить бирки. Этому этапу работы уделяется особенное внимание. В автомобиле ГАЗель с двигателем ЗМЗ 405 все работы выполняются предельно аккуратно и в соответствии с технической инструкцией.
Особенности двигателя
ЗМЗ 405 евро 3 является усовершенствованным мотором, который в полной мере соответствует всем установленным требованиям и техническим стандартам. Сегодня 405 двигатель устанавливается на современные автомобили ГАЗель и Фиат.
Производители приняли решение оснастить новую модель инновационными конструкторскими решениями:
- Особенное внимание уделялось головке блока, в которой полностью демонтировалась система холостого хода. Масса головки снизилась почти на 1,3 килограмма и теперь для крепления используются удлиненные болты, размер которых составляет 24 миллиметра. Это основное отличие такого двигателя, как ЗМЗ 405 евро 3.
- Прокладка ГБЦ из безасбестового армированного материала с окантовками из металла заменена на двухслойную металлическую конструкцию. В ней присутствуют пружинящие зигзаги, которые способны обеспечить максимальное уплотнение газового стыка, системных каналов смазки, а также процесс охлаждения.
- Толщина новой прокладки составляет всего 0,5 миллиметра, что в три раза меньше в отличие от мягкой прокладки. Производители позаботились о стойкой термоизоляции ЗМЗ 405 для надежной герметизации соединения головок, а также блока цилиндров.
- Теперь нужно выполнять минимальную затяжку болтов, если брать в сравнение прежние детали. Именно такие модификации предоставляют все возможности для уменьшения деформации цилиндров во время работы. Мотор ЗМЗ 40522 оснащен четырьмя объемными цилиндрами.
- Двигатель 405 евро 3 управляется при помощи надежного электронного дросселя. Именно по этой причине производители смогли исключить такие комплектующие, как регулятор холостого хода с воздушными патрубками, а также дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки.
- Приводной ремень вспомогательного агрегата для мотора маркировки 405 евро стал на несколько сантиметров длиннее, и производители добавили самонатяжной ролик привода. Он рассчитан на 150 тысяч километров пробега.
- Блок цилиндров ЗМЗ 405 сохранил свои первоначальные свойства. Специальные отливки, которые расположены между цилиндрами, были устранены при помощи поперечных прорезей в системе охлаждения. Такие инновационные технологии предоставили все возможности для увеличения жесткости блока в двигателе 405.
- Чтобы в несколько раз снизить расход масла на угар производители изменили параметры плосковершинного хонингования цидиндра.
Модель 405 евро соответствует всем мировым стандартам качества, а также отличается повышенной надежностью. Производители также учли допустимые нормы токсичности.
Мотор 405 евро произведен для использования в суровых климатических условиях. Допустимый температурный режим от.40 до 45 градусов Цельсия.
Описание двигателя ЗМЗ-405: характеристики, ремонт и тюнинг
Двигатель ЗМЗ 405 работает на бензине и имеет инжекторную систему подачи топлива.
Производится он ОАО «Заволжским моторным заводом», который выпускает только высококачественные конструкции. Качество ЗМЗ 405 подтверждено многолетним опытом использования, а также эксплуатации в достаточно суровых условиях.
Сначала представленные двигатели пользовались особенным спросом у Открытого Акционерного Общества «ГАЗ». В начале 2009 года стало известно, что данное акционерное общество отказалось от использования этих двигателей и стало искать другие модели, которые отличаются более низкой стоимостью.
В этом же году руководители Заволжского моторного завода подписали все необходимые документы для проведения дополнительных работ, которые связаны с усовершенствованием мотора ЗМЗ-40524.10 для современного автомобиля Fiat Dukato.
Процедура внедрения новых технологий закончилась через 4 месяца, а в марте 2010 года готовый проект одобрили. На автомобильном рынке появились такие модели, как ЗМЗ 40522 и ЗМЗ 40524. Был получен патент на выпуск новых усовершенствованных моторов, которые сразу же начали пользоваться огромным спросом.
Характеристики двигателя
Можно выделить следующие технические характеристики:
Производство | Заволжский моторный завод |
Марка двигателя | ЗМЗ 405 |
Годы выпуска | 2000. наши дни |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня | 86 мм |
Диаметр цилиндра | 95.5 мм |
Объем двигателя | 2464 куб.см |
Мощность двигателя | 152/5200 л.с./об.мин |
Крутящий момент | 211/420 Нм/об.мин |
Модификации | ЗМЗ 4052.10, ЗМЗ 40522.10, ЗМЗ 40524, ЗМЗ 40525, ЗМЗ 4054.10 |
На каких автомобилях используется | ГАЗ 3102; ГАЗ 31105; ГАЗ ГАЗель; ГАЗ Соболь |
Используется на автомобилях ГАЗ 3102, ГАЗ 31105, ГАЗ ГАЗель и ГАЗ Соболь.
Порядок разборки мотора
- Вынимается вилка выключателя со всеми сцеплениями;
- Снимается коробка передач с мотора;
- Установка двигателя ЗМЗ 405 на ровную предварительно подготовленную поверхность;
- Ослабление крепящих болтов на шкиве насоса, где находится охлаждающая жидкость;
- Ослабление действующего ремня. Для этого нужно открутить несколько болтов на натяжном ролике;
- Снятие свечей и проводки с наконечников на двигателе ЗМЗ 405;
- Отсоединение проводов высокого напряжения от разъемов;
- Выкрутка болта крепления звездочки распределительного вала, впускного клапана и снятие звездочки.
Все работы проводятся максимально осторожно и аккуратно. Чтобы снять пружины клапанов необходимо использовать специальные приспособления. Клапаны извлекаются и нумеруются по порядку цилиндров.
Особенное внимание уделяется установке ремонтных втулок на двигатель 405, для которых нужно обеспечить полное совпадение отверстий масляных каналов. Расточка опоры промежуточного вала производится за одну установку, чтобы обеспечить максимальную прочность мотору ЗМЗ 40524.