Как проверить втягивающее реле стартера на ВАЗ
21.04.2021Реле стартера ВАЗ 2115
Более возможной предпосылкой поломки стартера, служат не механические повреждения, а электрические. Механической частью стартера автомобиля ВАЗ 2115 является втягивающий механизм, который в протяжении всей эксплуатации автомобиля, работает исправно, только в редчайших случаях он ломается, и лишь на машинах с огромным пробегом. Электрические неисправности стартера, могут предоставить реле, окисленные соединения проводов, куцее замыкание и другие причины.
Втягивающее
Самостоятельная проверка реле стартера
Для начала, перед проверкой втягивающего реле необходимо проверить сам стартер, потому что в этих проверках есть свои аспекты и их нужно выполнить, что бы разобраться, что непосредственно не работает.
Для этого включаем замок зажигания и поворачиваем ключ, если стартер не работает, но при всем этом слышны соответствующие щелчки, означает реле работает, а стартер нет.
Далее не снимая стартера, если вы естественно можете до него добраться, можно проверить его перемкнув два контакта (медных болта) на задней крышке тягового реле. Если механизм завертится, то неисправно втягивающее.
При самостоятельной проверке, разборке либо ремонте разных деталей будьте внимательны и аккуратны, потому что это может привести не только лишь к поломке деталей, да и к разным травмам.
Если же по каким то причинам для вас не удалось на месте его проверить, то для вас придется его демонтировать. При проверки будьте аккуратны, потому что вращение механизма достаточно сильное, что бы он не вырвался и не нанес травмы.

Расположите его около аккумуляторной батареи, а идеальнее всего на земле и с помощью провода соедините контактный вывод реле с положительным выводом. При помощи другого провода соедините массу АКБ с массой стартера.
После того как провода коснутся клейм реле должно сработать, издав при всем этом резкий и резвый щелчок. Если вы ощутили, что релюшка срабатывает очень медлительно, то может быть подгорели контакты.
Как проверить втягивающее реле стартера на ВАЗ
Где находится
Если не запамятовал, то правое — реле блокировки стартера.
Замена
До работы нужно отключить питание от аккумулятора, так как пока создаётся электрическая цепь, снимать стартер запрещено, так как можно вполне сжечь всю проводку автомобиля.
— Очистить поверхность стартера от грязищи и пыли;
— Открутить гайку с болта реле и снять его контакт;
— Открутить винты, которые укрепляют реле к телу стартера;
— Снять с торца гайки и разделяем стартер на 2 части;
— Изъять старенькый сердечник и на его место поставить новый;
— Собрать все составляющие в оборотном порядке и проверить исправность, подключив к аккумулятору;
— Установить стартер с заменённым реле на движок автомобиля и проверить работу.
Перед тем, как выполнить проверку стартера на самом автомобиле ВАЗ, нужно проверить, чтоб все контакты, которые имеются в данной конструкции, занимали своё правильное положение и в итоге не привели к замыканию, ведь как ни крути, а дело имеем с током. Проверяется работа реле сначала на холостом ходу, потом при езде, поточнее при резком торможении.
Назначение и принцип работы втягивающего реле
На большинстве автомобилей втягивающее устройство смонтировано со стартером в одном блоке, и предназначается для управления муфтой свободного хода. В конце муфты находится шестерня, крутящая маховик мотора в момент пуска, но во время его работы такое вращение не допускается, потому что приводит к поломке стартера либо бортовой электросети, если стартер начнет работать в режиме генератора.
Для этого втягивающее устройство выдвигает муфту только по мере надобности пуска мотора, после этого возвращает в начальное положение, убирая шестерню из зацепления с маховиком. Особенность втягивающего реле в том, что работа стартера может выполняться только при его срабатывании. Это изготовлено для исключения переломов зубьев в момент встречи крутящихся шестерен муфты и маховика.
Снутри реле расположена катушка с якорем, на которую действует ток после замыкания цепи. Возникшее вокруг катушки магнитное поле двигает к ней якорь, сжимая возвратимую пружину и толкая рычаг, который перемещает муфту свободного хода. При запуске мотора электрическая цепь катушки размыкается, сила магнитного поля исчезает, и возвратимая пружина толкает якорь с муфтой в начальное положение.
Признаки неисправности втягивающего устройства
На поломку втягивающего устройства могут указывать последующие признаки:
- После запуска мотора отключения стартера не происходит, он крутится с большой скоростью и соответствующим жужжащим звуком.
- После поворота ключа в замке зажигания происходит щелчок, показывающий срабатывание устройства, но вращения стартера не наблюдается. Время от времени при обрыве в катушке, заедании якоря в определенном положении либо отсутствии питания щелчок может отсутствовать.
- После поворота ключа в замке стартер начинает крутиться вхолостую, не воздействуя на маховик мотора.
Проверка втягивающего реле на снятом стартере
Проверку работоспособности реле удобнее создавать на снятом стартере. Но перед демонтажем делают несколько операций, позволяющих выявить проблему:
- Инспектируют надежность крепления клемм, состояние АКБ, убирают окислы с контактов и клемм аккумулятора.
- Убеждаются в надежности крепления проводки к стартеру гайками. Если видна коррозия, контакты зачищают маленькой наждачкой.
- Инспектируют состояние реле включения стартера.
Стартер снимается после отсоединения подходящих к нему проводов и откручивания болтов крепления. В неких автомобилях на эту операцию уйдет много усилий, потому что агрегат может размещаться в плохо доступном моторном отделе.
После извлечения стартера, его очищают от грязищи, обрабатывают наждачкой окисленные контакты, и начинают проверку в последующем порядке:
- Агрегат располагают рядом с АКБ, от клемм которой идут провода с «крокодилами».
- Плюсовая и минусовая клеммы соединяются с надлежащими контактами на втягивающем устройстве.
- Свободным концом минусового провода касаются к корпусу стартера и наблюдают итог:
- Если произошел ясный щелчок в реле, означает оно работает;
- Если втягивающее не подает «признаков жизни», оно нуждается в замене либо ремонте.
Как проверить втягивающее реле стартера?
Отказ автомобиля заводиться после поворота ключа в замке зажигания нередко происходит по вине неисправного втягивающего реле. В таких случаях водителю принципиально знать, как его проверить, и в случае поломки втягивающего запустить движок. Реле довольно легко устроено, поэтому выявить неисправность и убрать ее без помощи других под силу даже неопытному автовладельцу.
Проверка втягивающего реле
Найти работоспособность втягивающего устройства может быть без его демонтажа со стартера автомобиля последующим методом:
- Выполнить проверку идущей к реле проводки на наличие обрыва.
- Если проводка исправна, проверяется срабатывание тягового реле. Для этого поворачивают ключ зажигания и внемлют щелчок срабатывания, его отсутствие гласит о неисправности реле.
- Если щелчок срабатывания слышен, но вращения стартера не происходит, вероятной предпосылкой неисправности является подгорание контактных пластинок. Для проверки догадки на реле отсоединяют клемму, идущую от замка, после этого отверткой замыкают клемму, идущую от аккумулятора, с клеммой, которая идет на стартер. В конечном итоге получится подача электричества на его движок, минуя реле. Если началось вращение, неисправно втягивающее устройство.
- Проверка показателя напряжения, идущего на стартер, дозволит найти, в чем заключается неувязка – в проводке, АКБ либо стартере. Мультиметр подключают к плюсовой клемме реле, куда подходит напряжение аккумулятора, а минус устройства подсоединяют к массе. При включении в этот момент зажигания, напряжение должно быть 12 В. Если показатель ниже – энергии аккумулятора, вероятнее всего, недостаточно для пуска мотора, но хватает, чтоб срабатывало реле.
Возможные причины неисправности
Втягивающее реле может выйти из строя по последующим причинам:
- При повреждении корпуса.
- При повреждении магнита с обмотками.
- При нарушении контактов.
- При ослаблении возвратимой пружины.
- При появлении заморочек с якорем.
Все поломки реле происходят из-за физического износа, пригорания контактных пластинок, разрушения компонент, перегорания обмоток.
Что ещё может сломаться
Большая часть повреждений втягивающего реле связано с перегоранием определённых его частей. В большинстве случаев перегорают электрические схемы. Обмотки и контакты также подвержены схожей деструкции. В неких случаях предпосылкой выхода из строя служит вялость металла.
Все же задачи с зажиганием далековато не всегда связаны со стартёром либо втягивающим реле. Если ремонт не отдал подходящих результатов — проверьте электрическую цепь. Также поглядите, какой заряд у аккумулятора.
Проверяем систему
Перед тем как проверить втягивающее реле, необходимо протестировать сам стартер. Эта проверка дозволит осознать, что конкретно не работает в системе. Воткните ключ в замок зажигания и поверните его.
Далее пригодится открыть капот и добраться до стартера. Вы должны точно убедиться, что дело конкретно в нём. Для этого перемкните два контакта. Они выполнены в форме 2-ух медных болтов. Данные элементы конструкции крепятся сзади втягивающего реле (на корпусе). Если после проделанных вами манипуляций механизм будет вертеться, означает, неувязка во втягивающем реле.
В неких автомобилях достать до стартёра очень тяжело, а иногда даже нереально. В таком случае для вас придётся отчасти разобрать систему и демонтировать само устройство.
После демонтажа стартера, положите его на землю. Рядом разместите аккумуляторную батарею. Соедините выводы 2-ух устройств. При всем этом масса АКБ замыкается на массу стартера.
Когда провода будут подключены, втягивающее реле стартёра заработает. Сначала раздастся достаточно звучный щелчок. Если срабатывание механизма проходит очень медлительно, непременно проверьте контакты. Схожее положение может быть вызвано тем, что они подгорели.
Что такое втягивающее реле стартёра
Итак, начнём с азов. За стартёр отвечают сходу два реле. 1-ое установлено в отсеке мотора. Конструкция может иметь свой корпус либо же устанавливаться в общий блок.
В рамках данной статьи нам будет намного увлекательнее 2-ое реле, отвечающее за работу стартёра, а конкретно втягивающее. Оно делает такие функции:
- перераспределяет энергию меж стартером и электрическим реле;
- подаёт шестерни бендикса;
- синхронизирует узлы стартера,
- возвращает шестерни в начальное положение после того, как вы заглушите движок.
В авто мире у данного узла есть два наименования: тяговое и втягивающее. 1-ое в большинстве случаев употребляется в спец литературе, 2-ое является народным.
Чтоб осознать, зачем нужно втягивающее реле стартёра разглядим схематично работу мотора. Для пуска мотора необходимо, чтоб коленчатый вал начал крутиться. Только после чего в камере сгорания возгорается топливно-воздушная смесь.
Обычно процесс пуска мотора проходит в течение секунды. Роль реле в нём достаточно ординарна. Благодаря ему происходит зацепление частей шестерней меж собой. Оно синхронизирует работу стартёра. Также данный узел убирает бендикс от маховика.
С чего всё началось
Стоит признать, что втягивающее реле стартёра — это одна из наистарейших деталей автомобиля. Она была придумана в далёком в 1912 году. Авторство изобретения принадлежит Чарльзу Каттерингу. Это знаменитый основоположник компании Delco, которая процветает и до настоящего времени.
Кстати, конкретно изобретение втягивающего реле стартёра позволило дамам водить машины вровень с мужиками. Дело в том, что ранее принципиального открытия авто заводились с помощью ручки, которая вставлялась в шкив. Позже необходимо было её покрутить, только после чего машина могла двинуться с места. Само собой, это добивалось много усилий.
Принцип работы втягивающего реле стартера, проверка, схема подключения
Хоть какое движение автомобиля начинается с пуска мотора. Вот поэтому для исправной работы всей системы нужно, чтоб устройство, запускающее движок было в полном порядке.
Если веровать статистике, то в большинстве случаев в системе пуска подводит втягивающее реле стартёра. Вобщем, об этом знает большая часть водителей. Невзирая на это, когда начинаются трудности с пуском мотора, многие испытывают реальный шок. Главный конфуз ситуации состоит в том, что отвезти машину в сервис не получится.
Есть, естественно, услуги эвакуатора. Но, во-1-х, это недешево, а во-2-х, в неких местах, компаний, занимающихся схожими услугами просто нет. Потому познания о том, как вернуть втягивающее реле стартёра и как оно, вообщем, работает, излишним не будет.
Какие поломки могут быть
Обычно вся неувязка кроется конкретно в пригоревших контактах либо их залипании, к другим неисправностям можно причислить:
- перегорание катушки,
- механические повреждения,
- естественный износ деталей.
В последнем случае втягивающее реле стартёра необходимо будет поменять. Есть целый ряд признаков, которые с большой толикой вероятности молвят, что неувязка конкретно в этом узле, к ним приравнивают:
- После пуска мотора стартер продолжает работать. Об этом свидетельствует отлично слышный жужжащий звук.
- При проворачивании ключа в замке слышно чёткое пощелкивание. Это означает, что основная система запускается, но стартёр при всем этом не работает.
- Когда вы поворачиваете ключ — стартёр работает вхолостую. Движок при всем этом остаётся неактивным.
Эти признаки с большой толикой вероятности указывают что неисправность связана с втягивающим реле стартера.
Принцип работы
Чтоб осознать, как работает втягивающее реле стартёра, вспомним обыденный электромагнит. Основной принцип таковой же. Узел состоит из 2-ух обмоток: втягивающая и удерживающая. Также в конструкции есть схема активации стартера и сердечника.
Конец якоря тягового реле стартёра соединяется с вилкой. Вся конструкция работает по принципу рычага. Вилка зафиксирована в центральной части. Конкретно концом, который противоположен основному узлу, перемещается бендикс. Это происходит тогда, когда срабатывает электромагнит сердечника, отвечающего за втягивание.
Зафиксированная на оси в центральной части вилка обратным от втягивающего реле концом перемещает бендикс при срабатывании электромагнита, втягивающего сердечник.
Когда вы поворачиваете ключ в зажигании, на обмотку подаётся напряжение. В итоге появляется магнитное поле. Оно перемещает якорь, который сжимает пружину возврата.

Конец вилки двигается к маховику. Шестерня выталкивается и соединяется с бендиксом. Причём это происходит до того, как произойдёт состыковка с зубчатым маховиком.
Когда происходит зацепление, контакты замыкаются. Они интегрируются в конструкцию втягивающего реле стартёра. В этом процессе учавствуют две схемы, одна сильнее, а другая слабее.
1-ая нужна, чтоб преодолеть сопротивление пружины. В процессе её работы втягивающая обмотка дезактивируется. Якорь в свою очередь фиксируется. За его удержание отвечает соответственная обмотка.
Когда вы вытягиваете ключ из зажигания, контакты размыкаются. Подача тока прекращается. Обмотки оказываются обесточенными. В итоге пружина возвращает якорь на место, а бендикс размыкается с маховиком.
Как подключить
Многие автомобилисты страшатся, что после того, как произведут ремонт втягивающего реле, не сумеют его подключить. В реальности схема подключения достаточно ординарна. Не достаточно того, вы сами её составляете.
Возможные поломки и неисправности
После проверки втягивающего реле стартера в большинстве случаев обнаруживаются пригоревшие контакты, залипание контактов (пятаков), перегорание катушки (обмотки), или повреждение материалов вследствие естественной вялости.
Некие признаки, по которым определяют, что реле повреждено:
- Как произойдет запуск мотора, стартер не отключается. Он продолжает крутиться с большой скоростью, в чем можно убедиться по жужжащему звуку.
- Повернув ключ в замке зажигания, слышен щелчок, значащий включение устройства, но стартер не запускается.
- При повороте ключа в замке зажигания слышно, что стартер крутится (вхолостую), но при всем этом вращения мотора не происходит.
Все релюшки, устанавливаемые на легковые авто ВАЗ 2106, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 и другие по конструкции очень похожи. В главном различаются размерами, методами крепежа и устройством сердечника.
Для того чтоб проверить состояние и выполнить ремонт втягивающего реле стартера, его нужно разобрать, хотя в девяносто процентах случаев они не разборные и подлежат замене.
Проверяем втягивающее реле стартера и устраняем неисправности
Приветствую вас друзья на веб-сайте ремонт автомобилей своими руками. Почти каждый водитель, хоть раз в своей жизни сталкивался с проблемой связанной с пуском двигателя автомобиля.
Обычно проблема решается простой подзарядкой аккумуляторной батареи или зачисткой контактных соединений. Намного хуже ситуация, когда причина отказа двигателя скрывается в неисправности втягивающего реле или самом стартере.
Перед автомобилистом возникает новая проблема – как проверить втягивающее реле стартера, выявить неисправность и по возможности отремонтировать в домашних условиях, собственными руками.
Как происходит работа тягового реле
Чтобы самому разобраться в причинах, почему не срабатывает втягивающее реле стартера, самому понять каким образом работает весь механизм.
Принцип работы втягивающего реле стартера заключается в следующем. Катушка стартера получает питание от аккумуляторной батареи. При этом в ней создается магнитное поле, которое воздействует на якорь.
Якорь начинает движение, сжимая возвратную пружину, и задействует бендикс, который в сою очередь соединяется со шлицами венца маховика.
После того как произойдет замыкание контактных элементов, втягивающая обмотка перестает получать питание, но якорь благодаря магнитному полю удерживающей катушки остается внутри.
После того как произойдет пуск двигателя удерживающая катушка теряет питание и под действием возвратной пружины якорь возвращается в исходное положение. При этом бендикс расцепляется.
Самостоятельная проверка реле стартера
Для начала, перед проверкой втягивающего реле нужно проверить сам стартер, так как в этих проверках есть свои нюансы и их надо выполнить, что бы разобраться, что конкретно не работает.
Для этого включаем замок зажигания и поворачиваем ключ, если стартер не работает, но при этом слышны характерные щелчки, значит реле работает, а стартер нет.
Дальше не снимая стартера, если вы конечно сможете до него добраться, можно проверить его перемкнув два контакта (медных болта) на задней крышке тягового реле. Если механизм закрутится, то неисправно втягивающее.
При самостоятельной проверке, разборке или ремонте различных деталей будьте внимательны и осторожны, так как это может привести не только к поломке деталей, но и к различным травмам.
Если же по каким то причинам вам не удалось на месте его проверить, то вам придется его демонтировать. При проверки будьте осторожны, так как вращение механизма довольно сильное, что бы он не вырвался и не нанес травмы.
Расположите его возле аккумуляторной батареи, а лучше всего на земле и при помощи провода объедините контактный вывод реле с положительным выводом. С помощью другого провода объедините массу АКБ с массой стартера.
После того как провода коснутся клейм реле должно сработать, издав при этом резкий и быстрый щелчок. Если вы почувствовали, что релюшка срабатывает слишком медленно, то возможно подгорели контакты.
Последовательность работ выполняемых при замене реле:
Для начала следует отключить питание от аккумуляторной батареи, потому что пока подключена электрическая цепь, демонтировать и разбирать стартер запрещено, иначе может произойти замыкание и вы сожжете всю проводку.
- Перед разборкой хорошо очищаем стартер от пыли и грязи, что бы потом грязь не попала во внутрь.
- Откручиваем гайку щеточного узла с болта тягового реле и снимаем контакт с болта.
- Откручиваем стяжные винты крепящие реле к массе и вытаскиваем его.
- Откручиваем с торца гайки и разделяем его на две части
- Вытаскиваем старый сердечник меняем на новый
- Собираем все во обратном порядке устанавливаем втягивающее
- Проверяем весь механизм и ставим на машину
После того как все детали установили на авто проверяем еще раз на работоспособность, что бы быть уверенным, что мы все сделали правильно и у нас все работает должным образом.
Принцип работы
Работает все это так: при неработающем двигателе, якорь втягивающего реле выдвинут из корпуса из-за воздействия на него пружины. Эта же пружина удерживает через вилку бендикс с шестерней в положении, когда зацепление не осуществляется.
При повороте ключа зажигания в положение запуска сначала срабатывает втягивающее реле.
Электроэнергия, подаваемая на катушки втягивающего реле, обеспечивает появления магнитного поля внутри корпуса.
Это поле воздействует на якорь, и он, преодолевая усилие пружины, входит внутрь корпуса, после этого втягивающая катушка отключается и перестает создавать магнитное поле, но во втянутом положении якорь удерживает своим магнитным полем удерживающая катушка.
При этом якорь тянет за собой вилку, а та в свою очередь перемещает вперед бендикс по валу ротора, и шестерня его входит в зацепление с венцом маховика.
Якорь, входя внутрь корпуса, толкает шток реле стартера, и смещаясь, замыкает между собой контактные пластины плюсовых клемм.
Электроэнергия от АКБ поступает на щетки электродвигателя стартера, и ротор его начинает вращаться. А поскольку шестерня в зацепление уже вошла, то ротор начинает вращать маховик.
После запуска силовой установки и провороте обратно ключа на замке зажигания, питание на удерживающую катушку прекращается, магнитное поле ее исчезает и якорь под воздействием пружины выходит из корпуса.
При этом он через вилку выводит из зацепления бендикс, и прекращает воздействовать на шток реле. Тот в свою очередь отходя, размыкает контактные пластины, и стартер полностью отключается.
Как все работает?
Стартер автомобиля является тяговым электродвигателем, за счет которого производится раскручивание коленчатого вала для дальнейшего запуска силовой установки.
Раскручивание производится посредством шестерни, установленной на роторе стартера, которая на момент запуска имеет зубчатое зацепление с венцом маховика.
Но зацепление между шестерней стартера и маховика нужно только до того момента, пока силовая установка не запустится.
Если бы зацепление было постоянным, стартер очень быстро выходил бы из строя.
Поэтому в конструкцию последнего включено втягивающее реле, посредством которого и производится введение в зацепление шестерни стартера с маховиком во время пуска мотора и выведение ее из зацепления после запуска.
Втягивающее реле объединено с реле стартера, при этом конструктивно это устройство не сложное, что обеспечивает его надежность в работе.
Но ничего нет вечного поэтому, и оно тоже может выйти из строя, хотя это происходит нечасто.
Неисправностей, которые могут возникнуть с данным элементом не так уж и много, но, если они возникли, зачастую запустить мотор либо невозможно, либо очень затруднительно.
Неисправностями, которые могут возникнуть с втягивающим реле, являются:
- Износ его элементов;
- Выгорание контактных пластин, установленных в крышку корпуса;
- Обрыв или перегорание обмотки катушек реле;
- Заедание якоря.
Появление этих неисправностей может вылиться:
- В несрабатывание стартера при запуске;
- Слабые обороты стартера, которые неспособны достаточно раскрутить маховик;
- Продолжение работы его даже после запуска мотора.
Проверяем втягивающее реле стартера на исправность
В этой статье мы расскажем, как проверять втягивающее реле стартера для выявления поломок и способы их устранения.
Конструкция втягивающего реле
Чтобы понять, как выявить неисправность для начала нужно разобраться с конструкцией и принципом работы втягивающего реле, а также реле стартера, поскольку размещаются они в одном корпусе.
Итак, имеется корпус, внутри которого установлено две катушки — втягивающая и удерживающая.
С одной стороны, корпус прикрыт эбонитовой или пластиковой крышкой. В эту крышку с наружной стороны установлены три клеммы для подсоединения проводки.
Одна из клемм предназначена для подключения «плюсового» провода от АКБ, вторая – для подачи электроэнергии на электродвигатель стартера, а третья – для подключения реле к замку зажигания.
С внутренней стороны крышки располагаются две контактные пластины «плюсовых» клемм.
Внутри корпуса с катушками располагается якорь, подпруженный с одной стороны и шток реле стартера.
С внешней стороны на якоре сделано ушко, которым он зацепляется за вилку включения бендикса с шестерней.
Неисправности
Выявить неисправности тягового реле не так уж и сложно. Следует отметить, что срабатывание его сопровождается щелчком – это результат втягивания якоря, и введение в зацепление шестерни.
При провороте ключа этот щелчок хорошо слышно. Так, отсутствие щелчка может указывать на обрыв в катушках, отсутствие питания, заедание якоря в одном положении.
Если же при повороте ключа зажигания щелчок слышен, но сам стартер не запускается или запускается, но крутиться очень медленно, это может сигнализировать о подгорании контактных пластин.
Продолжение работы стартера после запуска силовой установки будет сопровождаться характерным жужжанием.
Возможно, что якорь заклинило во втянутом положении, и он не может вернуться обратно, поэтому держит шестерню бендикса в зацеплении и продолжает замыкать контактные пластины.
Проверка втягивающего реле
Проверить работоспособность данного элемента не так уж и сложно. Причем проверить его можно даже не снимая стартер с авто. Для примера, возьмем автомобиль ВАЗ-2110.
Итак, стартер на этом авто не срабатывает. Для начала нужно проверить проводку, идущую к нему на наличие обрыва.
Если с проводкой все в порядке, нужно узнать, срабатывает ли вообще тяговое реле.
Для этого можно попросить кого-то повернуть ключ зажигания, а самому слушать, есть ли щелчок срабатывания. Если он отсутствует – оно неисправно и нужно его менять.
Если же щелчок срабатывания имеется, но сам стартер не крутит – возможно, что реле не срабатывает из-за подгорания контактных пластин.
Проверить так ли это, можно при помощи обычной отвертки. С реле отсоединяется клемма, идущая от замка зажигания.
Далее отверткой замыкаются клемма, идущая от АКБ, с клеммой, идущей на стартер – получается прямая передача электроэнергии на электродвигатель, минуя реле. Если он заработал – искать причину нужно в реле.
Можно и проверить напряжение, идущее на стартер мультиметром, но это скорее даст понять, проблема заключается в стартере или же в проводке и АКБ.
Для этого мультиметр, подсоединяется к плюсовой клемме втягивающего реле, к которой подводится напряжение от АКБ. Другой минусовой провод мультиметра подсоедините к массе.
Далее кто-то должен повернуть ключ зажигания в положение запуска. Напряжение, на дисплее мультиметра должно соответствовать 12 В.
Если оно ниже – возможно батарея попросту разряжена и ее энергии не хватает на запуск двигателя, но при этом ее заряда хватает для срабатывания реле, а вот уже на вращение ротора энергии недостаточно.
Замена втягивающего реле
Втягивающее реле не является ремонтируемым, и в случае неисправности, оно попросту заменяется.
Единственное, что можно поменять у него, так это якорь. Замена этого элемента на ВАЗ-2110 – операция несложная, сложнее снять сам стартер с авто.
Конкретная проверка втягивающего реле стартера. Дельный совет авто электрика.
Для замены потребуется демонтаж стартера с машины. Для этого автомобиль загоняется на яму, поскольку добраться до него можно только снизу. Если у авто имеется защита картера, то ее снимают в первую очередь.
Далее нужно отсоединить всю проводку, идущую к стартеру. Для снятия его понадобиться открутить две гайки его крепления, после чего он аккуратно вытаскивается из посадочного места.
Уже на снятом стартере, откручиваются два болта крепления втягивающего реле, и оно снимается, при этом якорь вместе с пружиной остается на стартере, поскольку он своим ушком зацеплен за вилку.
Перед установкой нового элемента, старый якорь снимается с вилки, а на его место устанавливается новый.
Далее новое реле ставиться на стартер и затягивается болтами крепления. Затем уже стартер устанавливается на свое место.
Роль элемента
Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.
- Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
- При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
- Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
- Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
- Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
- Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.
Демонтаж
С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.
- Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
- От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
- Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
- С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
- Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
- Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.
Реле стартера на ВАЗ 2109: диагностика неисправности
Если ваш автомобиль в какой-то момент перестал заводиться, причина может заключаться во втягивающем реле стартера. Но лучше всего для начала это проверить.
Поиск проблемы
Если аккумуляторная батарея заряжена, в электроцепи нет нарушений, тогда причина кроется в самом стартере или его компонентах — пусковое и втягивающее реле.
На автомобилях ВАЗ 2109 реле включения стартера служит для активации обмоток и передачи момента вращения от ротора к маховику. Когда двигатель запустился, релюшка рассоединяет привод, отключает питание.
Проверка состояния
Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.
Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.
Реле издает щелчки, но якорь не крутится
Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта
Даже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли
Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.
Ремонт
Далее перед вами стоит выбора — заменить полностью релюшку или же попробовать ее отремонтировать.
Полноценному ремонту поддается только реле, имеющее разборную конструкцию. Не редко на автомобилях стоит релюшка с неразборным корпусом. Там ремонт также возможен, но только частичный.
- Открутите пару болтов, которые удерживают релюху на стартере, отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычажка;
- На его место установите новое втягивающее реле, завершив тем самым замену.
Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать вернуть к жизни поврежденную релюшку. Для этого мы предлагаем вам подробную инструкцию.
Если такая мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.
- Релюха состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
- Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при отключении питания обмотки релюхи.
- Задняя крышка релюшки зафиксирована винтами к корпусу. Потому первым делом снимаем эта крышку, открутив соответствующие крепежные элементы.
- У обоих контактных болтов есть по гайке, которые также открутите.
- Под гайками вы увидите шайбы. Не потеряйте их, чтобы при обратной сборке вернуть на место.
- Отпаяйте оба вывода обмотки, вооружившись паяльником. После чего снимите крышку.
- Если на контактах вы обнаружили следы нагара, их можно удалить мелким надфилем.
- Под крышкой располагается резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на предмет эластичности, целостности. Если кольцо повреждено, износилось, замените новым.
- Демонтируйте контактную пластину вместе со штоком.
- Плоской отверткой снимите возвратную пружину.
- Если пружинка деформировалась, сильно растянулась, ей потребуется обязательная замена. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать нужный контакт. Как результат, релюшка не отрабатывает должным образом.
- Разберите контактную пластину. Чтобы это сделать, нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого пластина сама выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
- Извлеките из крышки контактные болты. Зачистите поверхности их контактов. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей перестает работать нормально втягивающее реле.
- Если нагар слишком сильным и простой наждачной бумагой удалить его не получается, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так соприкасаться они будут уже другой стороной, где нагар отсутствует.
- Обмотки реле располагаются в неразборном корпусе. Если они повреждены, вам не останется ничего другого, кроме как целиком поменять релюшку.
- Замените все поврежденные и изношенные элементы реле включения, после чего соберите все в корпус обратно. Установите втягивающее реле на место и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.
Если реле имеет неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании можете даже такой агрегат отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус плоскогубцами, затем отпаять контакты и извлечь крышку. Далее следуйте инструкции, приведенной выше.
Последний этап замены или ремонта — это проверка сопротивлений обмоток.
Если узел работает исправно, вам мультиметр в режиме омметра покажет следующие данные.
Между лепестковым контактом и нижним болтом реле
Сопротивление на данном участке должно быть около 0,5 Ом
Между лепестковым контактом и корпусом
При проверке этого участка требуется получить 0,7 Ом с допустимой небольшой погрешностью
При существенном отклонении от нормы замените отремонтированное реле, либо проверьте новое. Оно могло оказаться дефектным или поддельным.
Безредукторные
Основное, чем отличается безредукторный механизм от редукторного — непосредственное воздействие на вращение шестерни. Преимуществом такого устройства является более простое конструктивное исполнение и доступный ремонт. К тому же стартеры без редуктора отличаются более длительной эксплуатацией. К недостаткам стоит отнести затруднённое функционирование при низких температурах.
Выбор стартера
Изначально ВАЗ 2101 и другие классические «Жигули» оснащались пусковым устройством СТ-221, которое имело коллектор цилиндрического типа и мощность 1,3 кВт. Начиная с 1986 года на «классику» начали устанавливать новый стартер 35.3708, который также имел мощность 1,3 кВт. Модернизированная конструкция взаимозаменяема с СТ-221. У последнего было 2 сервисных обмотки и 2 шунтовых, а у нового варианта 3 сервисных и 1 шунтовая.
На «копейку» можно поставить стартер и от импортного автомобиля, главное, чтобы подходило крепление и технические характеристики. Из отечественных устройств можно установить механизмы от «Нивы Chevrolet» либо от инжекторной «семёрки». ВАЗ 2101 можно оснастить стартером одного из следующих производителей:
- КЗАТЭ (Россия);
- Dynamo (Болгария);
- LTD Electrical (Китай);
- БАТЭ или 425.3708 (Беларусь);
- FENOX (Беларусь);
- Eldix (Болгария);
- Oberkraft (Германия).
В целом производителей стартеров существует гораздо больше и их можно классифицировать следующим образом:
- оригинальные: Bosch, Cav, Denso, Ford, Magneton, Prestolite;
- вторичные: Protech, WPS, Cargo, UNIPOINT.
Не включается стартер
Если стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигания, то причины нужно искать в следующем:
- Неполадки втягивающего реле. Чтобы определиться, что проблема именно в этом элементе, необходимо подать напряжение напрямую от АКБ на силовую клемму стартера. Если мотор начнёт прокручиваться, то причина очевидна — тяговое реле неисправно. В нём довольно часто подгорают контактные пятаки, что потребует разборки устройства и зачистки контактных элементов.
- Поломка замка зажигания. Иногда из строя выходит контактная группа, которую можно заменить без полной замены замка.
- Неисправности с подачей питания. Необходимо проверить всю цепь от источника напряжения до потребителя.
- Короткое замыкание в обмотке, о чём будет свидетельствовать характерный запах гари и появление дыма. В такой ситуации стартер нужно демонтировать и заменить обмотки либо перемотать старые.
Замена втулок
При износе втулок стартер будет туго вращаться из-за перекоса якоря. Для их замены понадобится следующий перечень:

- новые втулки;
- молоток;
- наставка;
- развёртка на 12 мм.
Работу проводим на разобранном стартере в таком порядке:
-
Втулки расположены в передней крышке и задней части механизма.
Треск при включении стартера
Бывают ситуации, когда при попытке запустить двигатель автомобиля стартер издаёт звуки в виде треска либо скрежета. В этом случае неисправности могут быть следующего характера:
- Крепёж стартера к силовому агрегату ослаб, в результате чего возникает вибрация.
- Износился бендикс.
- Отсутствие либо недостаток смазывающего материала на валу, что привело к затруднённому перемещению бендикса.
- Поломка зубьев маховика.